RSS

Украинские новости

Украина в ожидании нового Ленина

  •      5

Досрочные парламентские выборы, на которые возлагали столько надежд жаждущие перемен украинцы, состоялись. Сформирована новая правящая коалиция, избран новый спикер, назначены новые министры, которым новый президент даровал украинское гражданство. Казалось бы, украинская власть полностью обновилась – и в ней действительно можно увидеть множество новых лиц, от доверенных лиц олигархов до «казаков» с Майдана.

Но уже первые шаги новой власти вызвали разочарованное понимание того, что ничего нового она не принесет, а лишь усугубит старые проблемы. Предложенная псевдореформа украинской экономики – это лишь подпорка бревнами валящихся стен, а люстрация в итоге свелась к замене одних коррупционеров на других. Очень быстро стало очевидно, что построение «светлого будущего» вновь откладывается на неопределенное время, а украинцам вновь придется терпеть и надеяться – неизвестно, на что и ради чего. А между тем «терпець» у многих на исходе…

Чаяния народа

Хотя украинцы весьма консервативны в вопросах культуры и религии, они всегда горячо приветствуют перемены в политике и экономике. Разумеется, перемены к лучшему – хотя, как известно, у нас всегда хотят как лучше, а получается через задницу.

 Любой психолог расшифрует вам эти предпочтения. Украинцев вполне устраивает их дедовская церковь и старые пенсии о главном, а вот своим благосостоянием они весьма недовольны, за что постоянно винят власть. Причем, винят даже те, кто зарабатывает на хлеб с икрой — сам, своим бизнесом, и как бы не зависят от милости доброго дяди. Но эти люди винят дядю злого, который половинит их прибытки или вовсе закрывает их лавочки. Раньше это была советская власть, вообще не дававшая жить частной коммерции, затем кучмовская бюрократия с бесчисленными налогами, потом отжимающие бизнес «донецкие».

Неудивительно, что многие украинские бизнесмены всегда поддерживали Майдан – не бескорыстно, а в надежде, что новая власть объявит полную свободу предпринимательству. Впрочем, не все из них были за честную конкуренцию, и просто рассчитывали  поправить свои дела при новой «крыше».

Однако частный бизнес, включая даже рыночных торговок – это меньшая часть наших сограждан. Большинство же относятся к трем категориям: наемные работники, госслужащие и социальные иждивенцы. Люди, чье благосостояние зависит от того, сколько им платят. Естественно, все они хотят, чтобы им платили как можно больше. А это, в свою очередь, создает у каждого свои планы на жизнь. Кто-то старается найти хорошо оплачиваемую работу в Украине. Кто-то подается на заработки за границу. Кто-то всю жизнь пристраивается к сиське социальных выплат,  кто-то просто скромно мечтает, чтобы ему увеличили зарплату.

А так как доходы всех этих людей ограничены размером жалования и соцвыплат, то второй фактор их благосостояния – экономия на расходах. Что логично вызывает у них недовольство ростом цен и тарифов, необходимостью платить за то, что вчера было бесплатным, вымогательством взяток и подношений.

Немаловажным для украинцев является вопрос мира. Вообще, мы не воинственная нация, иначе бы давно перерезали друг друга из-за принципов. Но, к счастью, таких «башибузуков» в стране очень мало – сотни, максимум тысячи. Хотя и этого оказалось достаточно, чтобы развязать гражданскую войну. Которая украинцам очень  быстро надоела: ведь одно дело наблюдать за ней издалека по телевизору, и другое – отравлять на фронт мужей, жить в страхе  под артобстрелами и стоять в очереди за гуманитарным пшеном.

Человек, который сегодня утверждает, что ему обидно за державу, пожалуй, войны еще не нюхал – или он имеет с неё какой-то навар. Война длиться уже достаточно долго, чтобы начать жалеть не державу, а её население, в том числе своих родных и близких. И перейти от призывов к войне до победного марша по Красной площади к осмыслению необходимости скорейшего мира. Хотя бы для того, чтобы взять длительный тайм-аут

Почему мы вспомнили об этих, казалось бы, прописных истинах? Потому что о них забыла нынешняя власть. Сейчас она продолжает морочить украинцев лозунгами о свободе, европейском выборе и патриотизме – в то время как народ, снова, как в 1917-м, хочет хлеба и мира. И даже уже дважды проголосовал за это на досрочных выборах, «прокатив» партии войны. Однако политики продолжают это упорно не замечать.

Сала героям!

Что ж, подобная ситуация для украинцев не нова. Собственно говоря, она-то и рождала у них всегда желание «отправить идиота на пенсию» (по-хорошему) или «свергнуть режим» (по-плохому). Но украинцы редко поднимают бессмысленный и беспощадный бунт с целью лишь сплясать на пепелище прошлого. Обычно они выходят на свои майданы не просто скинуть власть, а заменить её на новую. На того, в чьи  лозунги и обещания они уверовали, надеясь на перемены к лучшему.

Нужно заметить, что не все украинцы хотят быть гетманами – хотя таковых тут наберется, пожалуй, пара миллионов. Большинству наших соотечественников свойственна иная черта характера: острая потребность в идеальном, мудром и справедливом лидере, в «батьке» и мессии. Настолько, что иногда они провозглашают очередным «отцом нации» человека, далекого от политики и экономики – или вообще человека недалекого. Например, Тараса Шевченко или Виктора Ющенко.

Эта черта особенно ярко проявилась у них в Гражданскую войну 1917-21 г.г. Не зря Украина все четыре года была её самым горячим театром. Это на колчаковских фронтах было все просто: тут красные – тут белые. В Украине от разнообразия политических течений рябило в глазах. Одних только «самостийников» было несколько направлений – и это не считая бесчисленных «батек», провозглашавших собственные республики!

Однако историки часто совершают ошибки, оценивая тогдашний расклад сил только с политической точки зрения: тут большевики, тут анархисты, тут «петлюровцы», тут «деникинцы».  Ведь в итоге совершенно непонятно, почему верх взяли красные, а не, скажем, белые или «синежупанники»? Еще хуже, когда недалекие современники пытаются пояснить это своими фантазиями, выдумывая какое-то «нашествие миллионных московско-большевистских орд», а потом сочиняют еще большие глупости в попытке объяснить, откуда же эти «орды» вообще взялись.

А ведь тогда очень немногие шли за политическими лозунгами незалежной Украины, свободной единой России или восстановления монархии. Таких были единицы даже в добровольческих  полках, где на них смотрели как на блажащих чудаков. Массами двигала не политика, а экономика – проще говоря, шкурный интерес. И тот лидер, кто мог изложить более убедительный план его достижения, набирал в народе большую популярность.

Петлюра не смог объединить украинцев из-за отсутствия четкой экономической программы. «Слава Украине!» — орал он, сидя на белом коне, не понимая, что для народа куда более актуальны сало и хлеб. Миллионы украинцев ждали от Директории хотя бы проектов экономических реформ, хотя бы разъяснения вопроса о земле – но ничего не дождались. Вот почему пан «головной атаман» проиграл битву за симпатии населения, а с ней и войну.

Зато огромной популярностью пользовались Нестор Махно и большевики. Программа «батьки» была проста: поровну разделить землю помещиков между селянами и создать систему самоуправления, способствующую их спокойной жизни – без налогов, реквизиций и политического сыска. Это привлекало к нему селянство всех имущественных слоев, от куркулей до нищих батраков. В этом отношении конкуренцию Махно могли составить только левые эсеры и большевики – лишь они выступали за быстрое и радикальное решение земельного вопроса.

Большевики взяли верх, возможно, потому, что их программа была более широкой, охватывающая не только сельское, но и городское население: не только «земля крестьянам», но и «фабрики рабочим». Высмеянный полоумными паяцами «перестройки», этот лозунг стал для нынешнего поколения лишь пустым эхом из прошлого, однако сто лет назад за ним стояла обширная экономическая реформа. Дело в том, что хотя национализированные фабрики переходили в собственность государства (но «казенных» заводов было немало и при царе), их профсоюз и рабочие коллективы получали широчайшие права на управление предприятием и распоряжением значительной части прибыли. Мы ведь уже забыли, что советская социальная программа (включая постройку жилья) в городах осуществлялась в основном за счет этих самых фабрик.

Да, экономические реформы большевиков били по интересам имущественных слоев: буржуазии и крупных землевладельцев. Однако эти преобразования шли с первого же дня Октябрьской революции – в то время как демократы, кадеты и социалисты, пытавшиеся никого не обидеть, лишь раздумывали над концепциями и механизмами своих реформ. Полгода над ними думало Временное правительство, потом еще три года – белые и националистические, но ничего так и не родили.

В итоге к тем же белым прибивались не сторонники их реформ (которых не было), а противники реформ большевиков. Это кардинально изменило суть «белого движения». Если в начале 1918 года его участники, в основном, были сторонники «свободной России» и Учредительного собрания, то к 1920-му там преобладали озлобленные жертвы экспроприации — и именно такими «беляки» вошли в нашу историю…

 Реформы за счет народа

Нынешняя украинская власть повторяет ошибки Временного правительства, из-за чего сама рискует оказаться временной.  Сейчас вот политики обвиняют друг друга в «торможении реформ», однако при этом сами не понимают, о каких реформах идет речь.

Действительно, о каких? Люстрация чиновников и судей, пересмотр ставок налогов для предприятий, новый принцип выдачи лицензий частным ВУЗам – эти «злободневные» вопросы реально касаются менее 1% населения Украины. Только идиот или врун может утверждать, что такие реформы нужны всему народу.

Или вот: пересмотр бюджетной политики в силу резкого сокращения социальных расходов, дабы сбалансировать платежный баланс финансовой системы державы. Или, говоря простым языком, сокращение и отмена социальных выплат, полная отмена бесплатной (общедоступной) медицины, закрытие ряда бюджетных учреждений. Возможно, это спасет украинскую финансовую систему от кризиса, да – но для кого, для кучки политиков и бизнесменов? А кто спасет миллионы украинцев от смерти в нищете и болезнях?

То есть, у правительства есть планы реформ в интересах «элиты» — для народа же в целом они либо бесполезны, либо, что гораздо хуже, опасны. Разумеется, их будут пытаться реализовать, крича при этом о «необходимости шоковой терапии» — надеясь этой волшебной фразой оправдать чудовищное обнищание масс, которые будут буквально отброшены в 90-е.

Понятно, что смыл этой «шоковой терапии» — создание условий «финансовых каникул» для государственного бюджета и частного бизнеса, освобождения их от груза обязательства выплат зарплат, дивидендов по вкладам, социальных пособий, расходов на медицину, образование и т.д. Понятно, что такие «каникулы» действительно пойдут на пользу бизнесу и бюджету. Вот только они не пойдут на пользу народу!

Ленин-2 на Майдане-3

А с народом нынче шутки плохи – как и в 1917-м. Разбуженный Евромайданом, он скор на смуту и расправу, при этом продолжая руководствоваться не законом, а своими революционными и патриотическими соображениями. В Киеве срывают концерт Ани Лорак, в Виннице штурмуют здание областного совета. При этом революционеры и патриоты из другой партийной тусовки называют погромщиков агентами ФСБ и требуют посадить их за решетку.

Словом, Украина продолжает сползать в хаос. На Банковой же не придумали ничего более умного, как сочинить законопроект об уголовной ответственности за призывы к неповиновению властям. Там, видимо, уже забыли, что менее года назад «законы 16 января» не уняли Евромайдан,  а лишь подбросили шин  в пылавшие баррикады.

Конечно, пока что в этих беспорядках участвуют лишь активисты партий и движений, да просто скучающая  молодежь. Но разве революции начинаются не  с этого? В том же Евромайдане активно участвовали 3-5 тысяч человек – остальные были просто пассивной массовкой.  То есть достаточно в столице произойти очередной потасовке, которую придут поддержать своим присутствием тысяч двадцать киевлян – как можно будет говорить о Майдане-3. 

Пока что этого не произошло лишь из-за отсутствия достаточного повода. Первые два Майдана собирались, потому что на кону стоял стратегический вопрос будущего всей страны, которое, так или иначе, касалось большинства украинцев. По крайней мере, их участники в это верили. А вот выходит на улицы из-за принятия одного закона или дележа кресел между фракциями – тем, касающихся узкого круга лиц – народ не будет.

Отсутствует пока что и направляющая руководящая сила новой смуты. Конечно, политических партий и отдельных политиков в Украине предостаточно  — в том числе и оппозиционных нынешней власти. Однако ни одна из них пока что не может предложить массам ничего привлекательного. Ни прямого предложения радикальной реформы в интересах народа (как «земля крестьянам»), ни даже нового рецепта достижения цели обходным путем (через интеграцию куда-то).

Старые же лозунги себя изжили, они всем надоели и вызывают лишь разочарование и озлобленность. Неудивительно, что сегодня всё больше людей, которые  встают на путь нигилизма и поддерживают деструктивные радикальные идеи. Так же как и в 1917-м…

Это ситуация, в которой что-то новое, яркое, оригинальное может быть встречено на ура. Можно сказать, что приунывшая Украина ожидает своего нового Нестора Махно, а еще больше  — своего нового Ленина, с целым пакетом экономических и правовых реформ,  а заодно с  идеей скорейшего прекращения войны. А уж если этот Ленин-2 будет знать, как без новой войны вернуть Украине Крым, то ради такого нового национального лидера украинцы с радостью поднимут и Майдан-3.

И вот тут неважно, кто именно им станет – опытный и известный в Украине политик или  выкарабкавшийся наверх маргинал. Ленина, к примеру, в России до 1917 года знали мало, а потом и вовсе прочитали о нем в прессе, что он немецкий шпион. Большевики добились успеха благодаря своей программе, умению вести пропаганду, и активной неустанной работе по организации масс.

Да, они были авантюристами, действовавшими наудачу, не имеющими тыла для отступления – можно даже сказать, что они сорвали джек-пот в политическую лотерею, им повезло. В Украине же политики старой школы предпочитают действовать осторожно, тянуть время, договариваться, и всегда держат наготове пару паспортов для бегства. Однако в этом году украинская политика пополнилась новыми персоналиями, среди которых есть люди, не имеющие пока что ни израильского паспорта, ни крупного счета в банке – и готовыми рискнуть ради большого куша.

Кроме того, необязательно ведь собирать толпу революционных волонтеров и брать штурмом Банковую. Майдан-3 может быть и относительно бескровным, не исключена также возможность еще одних досрочных выборов. Всё зависит от поддержки масс, от того, удастся ли склонить на свою сторону солдат и добровольцев – а это, в свою очередь, зависит от того, что такая политическая сила сможет им предложить.

Есть еще один нюанс: прежде должно придти разочарование существующей властью и её реформами (или отсутствием оных), приход ощущения безнадежности, чувства что «хоть тикай из этой страны». Но власть сама превосходно справляется с этой задачей. Если намеченное ею начнет претворяться  в жизнь, то череда «голодных бунтов» Украине обеспечена.

А потом будет достаточно выйти на публику маленькому лысому человечку, или высокому длинноволосому мужику — с конкретным предложением «как все разделить» либо поднять благосостояние украинцев иным оригинальным способом – как народ просто сорвется с катушек. Чем это закончится для Украины, наверное, зависит от предложенных новым Лениным реформ. Может быть, они приведут к  полному краху экономики, может быть, вызовут ожесточенное сопротивление «экспроприируемых» и новый виток гражданской войны, а может быть, из них даже выйдет какой-то толк…

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.