RSS

Украинские новости

Крым: выборы без ажиотажа

  •      5

В автономном Крыму сложилась довольно странная электоральная ситуация, которой уже давно на полуострове не было.

Если раньше электорат мобилизовали посещать избирательные участки лозунгами борьбы против проклятых «бандеровцев», против «ужасных» галичан, которые навяжут крымчанам свои порядки, против татаро-исламской «угрозы», против НАТО, уже стоит у ворот Украины, то сейчас положение очень неопределенным.

Впервые не понятно, с кем бороться. НАТО уже неактуален, татаро-исламская «угроза» почему возникает в Крыму только в начале курортного сезона, а не осенью, власть в Киеве принадлежит отнюдь не бандеровцам (трудно рекламировать как бандеровца деятеля, который не способен слепить воедино хотя бы несколько украинских слов) , а вместо галичан крымчане увидели чуть ли не в каждом руководящем кресле автономии веселых донецких парней без комплексов и предрассудков.

Несмотря на симпатичную определенной части местного населения выразительную неукраинскость донецких, их жажда иметь все и ни с кем не делиться, везде ставить своих людей, не заботясь страданиями местных кадров, раздражает в Крыму многих, больше всего в среде крымских элит, где уже говорят, что даже «оранжевые» в кадровых вопросах вели себя не так нагло и учитывали интересы крымских «уважаемых людей».

Учитывая, что фундаментальные изменения в избирательном законодательстве, специфика формирования избирательных комиссий и монополия Партии регионов на административный ресурс невозможным любую конкурентность и состязательность на выборах в местные органы власти полуострова, сегодня речь идет лишь о том, станет господство Партии регионов в Верховной Раде Крыма , городских, районных, поселковых и сельских советах тотальным ли эта партия сможет ограничить свои амбиции.

Ограничения амбиций возможно в том случае, если регионалы таки же решат, что надо бросить какую электоральную «кость» своим союзникам по парламентской коалиции: коммунистам и литвиновцам.

Скорее всего, этот вопрос и будет решаться не в избирательных баталиях (до этого коммунисты и литвинов эти совершенно не готовы, как и их электорат), а в закулисных переговорах. Сторонники немногочисленной оппозиции в Крыму не могут до сих пор прийти в себя после поражения Тимошенко и странного поведения Ющенко на выборах.

Сторонники коалиции также находятся в состоянии абсолютной растерянности: «оранжевую» власть свергнута, но и своя оказалась не такой хорошей, как ожидали.

Пострегиональное похмелье

С огромным разочарованием и недоумением местные пророссийские партии и организации начали понимать, что донецкие союзники вовсе не собираются строить «Крым для крымчан», а будучи людьми конкретными, думают только о том, чем полуостров может быть полезным лично для них.

Меньше всего их волнует политическая и административная судьба ветеранов крымской политики, всяких там Цековым, Грач, Дейчей, Родовилових и иже с ними.

А наибольший интерес вызывает то, что еще осталось от крымской собственности: лакомые куски земли на побережье экзотических крымских заливов, заповедники, плантации, санатории, инфраструктура и курорты, транспорт и связь. Чтобы конкретно контролировать все эти объекты, нужно иметь контроль в местных органах власти, провести туда свою креатура.

Зачем там чужие, хотя они и коренные, или почти коренные крымчане? Ну и что из того, что человек двадцать лет бегала по митингам с российским триколором? Это еще не основания для участия в большом распределении крымских активов. Руководители многочисленных «русских блоков» уже начинают нервничать и как привыкли прежнему пытаются шантажировать новую власть »российским бунтом, бессмысленным и немилосердным» (А. Пушкин), но сами понимают абсолютную бесперспективность, ведь ни одна заметная «домовая война» в Крыму не начинается без разрешения кремля, а зачем Кремлю сегодня воевать против регионалов, чтобы привести к власти в Украине менее пророссийские силы?

Партия регионов получила Крым и теперь его надлежащим образом регионально колонизировать, распространить на него Донецк, Енакиево, Макеевку, Горловку, чтобы «усе было Донбасс». Тем более, что Крым из всех украинских регионов ментально является ближайшим к Донбассу. Так кому логичнее в первую очередь подвергать «донбасизации»? Это отбрасывание на вторые роли во имя удовлетворения кадровых амбиций донецких весьма не нравится крымском политикума, но какие силы, чтобы эффективно этому противостоять, пока нет.

Именно в Крыму Партия регионов на этих местных выборах имеет все шансы иметь результат, не хуже чем в Донбассе. Даже если регионалы бросят какую подачку Грачу и людям Литвина. Главарь крымских коммунистов может сколько угодно демонстрировать революционный энтузиазм, но в действительности имеет только роль просителя в приемной Партии регионов, потому что сегодня невозможно начать идеологически электоральную войну против регионалов, не рискуя политическим суицидом, ведь коммунисты активным образом создавали правительственную коалицию вместе с «акулами крупного капитала ».

Такое наивное нахальство коммунистов могут не подарить даже в среде их весьма специфического электората.

На что могут претендовать другие?

Если судьбу своих политических союзников Партия регионов то определит, то остальным придется прилагать большие усилия и демонстрировать изобретательность, чтобы обрести какую-то нишу в плотной административно-электоральной конструкции, созданной регионалами в Крыму.

Очень трудно будет сторонникам Юлии Тимошенко, с которыми никто из нынешней власти не станет церемониться. Это видно на примере лидера крымской организации БЮТ Андрея Сенченко, какого конкретно преследуют, подвергая уничтожению личный бизнес, терроризируя близкую к нему телерадиокомпанию «Черноморская», создавая ему массу проблем и т.д.

Не легче будет избирательному объединению Рух-Курултай, лоббирующей интересы патриотической украинской общественности и крымскотатарского народа. Уже сейчас начались провокации против крымских татар с очевидной целью начать антитатарскую кампанию накануне и во время выборов.

Очень пикантной ситуация, связанная с перспективами на полуостровных местных выборах «Сильной Украина» Сергея Тигипко. С одной стороны, он набрал довольно высокий процент голосов в Крыму на президентских выборах и его поддерживают люди, которые не хотят как «оранжевых», так и возрождение советчину, но с другой — именно это делает его крайне нежелательным конкурентом Партии регионов.

Для определенной части крымчан (это могут быть до 20% избирателей) Тигипко может стать альтернативой, своеобразным «третьим путем» между «оранжевыми» и регионалами (является ли он им на самом деле — другой вопрос). Можно предположить, что в штабах Партии регионов серьезно думают о методах нейтрализации Тигипко. И хотя с ним всегда можно договориться «по понятиям», но кто знает, как он поведет себя, почувствовав вкус успеха. Значительно худшие позиции у Арсения Яценюка и Анатолия Гриценко, который является для Крыму не очень выразительными фигурами, которых нетрудно будет «обидеть» во время процедуры подсчета голосов.

Полуразложившиеся и вполне деморализована «Наша Украина» на крымских выборах вообще заметных шансов не имеет. При элементарно честных выборов, как это ни странно, какие 3-4% может набрать «Свобода» О. Тягнибока за счет голосов местных украинском и крымских татар, совершенно разочарованных в перспективах украинский псевдолиберализму ющенковского сорта и подверженных протестного голосования.

Несомненно одно — сегодня в Крыму нет столь мощных идеологически и организационно сил, которые могли бы испортить настроение Партии регионов, внести существенные принудительные коррективы в ее планы. Но это вовсе не означает, что такие силы не появятся завтра. Однако, пока не состоится неизбежного за политики нынешней власти ощутимому ухудшению социального самочувствия граждан, Партия регионов в Крыму может не волноваться.

Игорь Лосев www.radiosvoboda.org

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.