Наливайченко, Шокину и Авакову в парламенте дали два месяца
— Это уже пятый отчет, который мы предоставляем комитету, — говорит глава СБУ Валентин Наливайченко, 48 лет. — Генпрокуратура, СБУ и МВД совместно расследуют преступления бывших руководителей государства.
Наливайченко в среду сидит за столом на заседании парламентского Антикоррупционного комитета. Рядом — народные депутаты, работники Генпрокуратуры, Министерства внутренних дел, адвокаты.
Глава СБУ пришел рассказать о ходе расследования убийств на Майдане и экономических преступлений режима Януковича. Должны были быть и генпрокурор Виктор Шокин и министр внутренних дел Арсен Аваков. Однако вместо себя прислали заместителей.
— Следствием установлено, что 20 и 21 февраля прошлого года Сурков (Владислав Сурков, советник Владимира Путина. — «ГПУ») проживал вместе с тогдашним главой СБУ Александром Якименко на объекте СБУ — рассказывает Наливайченко. — Он пользовался правительственной связью и выезжал в Администрацию президента.
«А два месяца тому назад Наливайченко говорил более однозначно: Сурков был причастен к руководству снайперами-иностранцами на Майдане», — комментирует сразу на своей странице в «Фейсбуке» 34-летний Сергей Лещенко, нардеп от «Блока Петра Порошенко».
После Наливайченко выступает заместитель генпрокурора Юрий Столярчук, 52 года. Его назначили на эту должность две недели назад.
— То, что генпрокурора нет, ничего не означает, — запинается.
— Громче! — кричит кто-то.
— Он очень проникается «майданными делами», — немного повышает голос Столярчук. Краснеет. — В восемь утра с них начинает рабочий день, ими и заканчивает.
— Последний раз, когда нам прислали свеженазначенного представителя Генпрокуратуры, это обошлось бывшему генпрокурору Яреме окончанием его прокурорской карьеры, — берет слово 40-летний Борислав Береза, внефракционный. — Шокин идет практически по тому же пути. Молодых по сроку работы сотрудников присылают потому, что нечего сказать. Ответьте, сможет ли Генпрокуратура предоставить доказательную базу по Колобову (экс-министр финансов, которого задержали в Испании. — «ГПУ») и экстрадировать его в Украину?
— Сделано все, чтобы предоставить все необходимые документы, — говорит заместитель Шокина.
— Генпрокурор готов уйти в отставку, если Колобова отпустят? — перебивает Береза.
— Я не знаю, — пожимает плечами Столярчук.
— Так зачем вы пришли? — возмущается нардеп.
Столярчук не обращает внимания. Еще полчаса рассказывает, что через Конституционный суд в сентябре 2010 года состоялась узурпация власти Виктором Януковичем. Судьи незаконно вернули действие Конституции 1996 года, значительно расширяющей права президента. Подписи же некоторых депутатов-«регионалов», которые обращались с этой просьбой, оказались поддельными. Поэтому соответствующие документы должны изъять из Конституционного суда для следственных действий.
Заместителю министра внутренних дел 46-летнему Алексею Руденко дают на отчет 15 минут. Он объясняет, что большинство «беркутовцев», которых подозревают в расстрелах на Майдане, — в Крыму и России.
Комитет признает неудовлетворительным ход расследования расстрелов протестующих на Майдане и экономических злоупотреблений режима Януковича. Решает подготовить вместе с адвокатами Небесной сотни и Автомайдана перечень заданий для стражей порядка. Дают СБУ, МВД и Генпрокуратуре два месяца на их выполнение с момента принятия. В случае провала — отставка руководства ведомств.