"Там сотню одолжил, там две украл, там телефон"
— Я его жду, пусть приезжает, здесь его встретим с почестями. Могилу хорошую приготовим, живьем закопаем. Украина меня не успела призвать. Пришел сюда воевать против украинской власти, против «Правого сектора», — обращается к Дмитрию Ярошу в интервью одному из российских каналов 19-летний Федор Галецкий из города Калуш на Ивано-Франковщине. В конце марта видео с ним приобрело популярность в интернете. Федор рассказал, как попал в ДНР, воевал на стороне сепаратистов. Теперь в больнице из-за травмы.
В понедельник под обед на автостанции Калуша встречаемся с 20-летним Иваном Федюком. Он был знаком с сепаратистом. В соцсетях стал одним из активнейших критиков земляка. Вместе идем на ул. Химиков, где живет мать Федора Галецкого.
— Теперь стыдно, что его знал. А раньше даже жаль было, — Федюк поправляет рюкзак на плечах. На нем две ленты — сине-желтая и красно-черная. — Он каким-то немного странным всегда казался, больной — горбатый, худой. Мы не дружили, но пересекались часто. После одной такой встречи спер у меня телефон. И на следующий день исчез. Где-то год не было ни слышно, ни видно. По Калушу, теперь узнаю, кучу долгов имеет. Там сотню одолжил, там две украл, там телефон, там какой-то плеер. Милиция его искать начала. Он, чтобы следы замести, убежал на Донбасс.
Проходим возле военной части. Она напротив дома сепаратиста.
— От его хорошего товарища слышал, что Федька раньше на стороне Украины был. Даже немного на Майдан ездил. Что потом с ним произошло, не представляю. Его, правда, били очень за те все кражи. Пацаны не раз догонят, отпинают. Он сам худой, за себя постоять не мог. Они об этом знали — издевались. Вот, наверно, мозг и выбили. А еще слышал, с бомжами какими-то таскался, траву курил.
Парень приводит под дом Галецкого. Сам спешит по делам. Мать Федора 40-летняя Ольга живет на первом этаже четырехэтажки. В коридоре слышно, как женщина громко разговаривает с младшим сыном — учат уроки. На стук двери открывает 8-летний Павел. Позволяет зайти в коридор. В нем темно и мало места — много грязных тапок, на вешалке друг на друге висят детские куртки.
— Вы, наверное, хотите мою маму о Федоре спрашивать. У нее больное сердце. Из-за брата плакала очень, ей хуже может стать, — парнишка бежит в комнату звать мать.
Женщина через несколько минут выходит в пижаме с растрепанными, немытыми волосами. У нее измученный вид и большие черные круги под глазами.
— Не желаю больше ничего говорить о нем. Я его год не видела. Говорил, что едет в Киев на заработки. Во, какие у него заработки, теперь все видят. Повестки три приходили, в армию звали. Может, его заставили так говорить, откуда я знаю. Он что, мне звонит, рассказывает? У меня еще двое маленьких детей, нужно для них держаться, а вы не даете покоя с тем старшим, — женщина начинает кричать, машет руками. Выгоняет в подъезд, перед носом громко хлопает дверью. — Нет покоя мне. Чтобы ты больше никому двери не открывал, — слышно, как бранит сына.
— Федька так ей нервы расшатал, — у подъезда говорит соседка 60-летняя Екатерина Ивановна. Идет с двумя большими сумками. — Кто их там знает, что у них в голове сидит, придут еще меня сожгут.
Женщина ставит сумки, идем за угол дома.
— Оля Федора в свое время очень ругала, наверно, била дома, когда еще можно было бить. А потом, как вымахал, то уже где на него чем повлияешь? Через стенку мне все было слышно. Последние годы Ольга больше младшими занималась. Один в третий класс ходит, второй малой — 4 года. А тот старший от другого папы был. После того как сына по телевизору показали, что-то ее вообще на улице не вижу. Может, и не выходит, стыдно все же.
Через несколько домов от помещения Галецких — школа №5. Здесь до 9 класса учился Федор. Сейчас его почти никто не помнит.
— Ну, вот совсем ничем не запомнился. Бывают дети, что учиться не хотят, но какие-то яркие. А тот серый, невзрачный, — рассказывает директор школы 48-летняя Ирина Люклян. — В журнале у него одни двойки и единицы. Но был спокойный. Никогда не дрался. Постоянно молчал. А тут, когда услышали, как по-русски защебетал, все удивились. Откуда в нем это сидело? Думаю, что он жертва разведенной семьи. Мама его разошлась с папой, когда Федор еще был маленьким. Имеет второго мужа. Родной отец после развода в Россию уехал. Лишь раз в году, когда приезжал, в школу забегал. Интересовался, как сын. Ему деньги передавал. Так Федор в школе был хорошо одет, опрятный.
После школы Галецкий поступил в местное ПТУ №7. Менее чем через полгода был отчислен.
— Пытался получить профессию монтажника санитарно-технических систем. Больше пропускал, чем ходил на пары. Имел низкие баллы, — перелистывает журнал директор училища 58-летний Владимир Мельник. — Когда увидел его по телевизору, вспомнил, что у нас такой был. И, честно говоря, аж под сердцем ёкнуло. Ну, думаю, как так, у нас же такая огромная работа по патриотическому воспитанию в училище, да мы же с учениками, как был Майдан в Калуше, первые к памятнику Шептицкому выходили.
Федор Галецкий больше года в розыске. Против него открыты два уголовных дела за мошенничество. Также парню грозит пожизненное заключение за сепаратизм.
230 мужчин из Калуша воюют в зоне АТО. В прошлом году двое погибли. Пять бойцов считаются пропавшими без вести.
«К деду приходил только, когда с мамой ссорился»
Из родственников Федор Галецкий имеет в Калуше деда. Он живет через несколько улиц от дома внука, в однокомнатной квартире. Мужчина — инвалид первой группы, сам не встает с кровати.
— Сергей Иванович — очень хороший человек. С женой где-то на химии работали. Трудолюбивые, культурные, — рассказывает соседка Галецкого 75-летняя Ольга Афанасюк. — Имели двух сыновей, Федора и Александра. Федор молодой от менингита умер. У Александра тоже какие-то проблемы с ногами были, немного хромал. С Олей познакомились, когда была совсем юная. А он намного старший. Вероятно, это потом сказалось, потому и разошлись. Но сначала это была золотая семья. Оба игрушками на базаре торговали.
Когда нашла другого мужчину, все повалилось. От Галецких ушла. Александр уехал на заработки в Петербург. Там себе женщину нашел. Отцову квартиру продали, купили маленькую. Там места разве для Сергея Ивановича. Условий никаких. Мужчина сам не ходит, ему нужен постоянный уход. Звонит соседям. А еще имеет женщину, которая за ним присматривает, продукты ему приносит.
Федька любил дедушку, сначала помогал ему. А потом попал в какую-то глупую компанию и как будто сам ополоумел. К деду приходил только, когда с мамой ссорился. Ночевал на полу, а утром опять убегал. Деньги крал.