RSS

Украинские новости

"Резня между украинцами и поляками на Волыни самом деле была борьбой за границу" — Иван Патриляк

  •      27

«В годы Второй мировой войны Украина превратилась в гигантское поле битвы, на котором большие империалистические государства боролись за доминирование на континенте, за реализацию своих проектов «мировой революции» и «новой Европы», — такими словами начинает свою лекцию» Вторая мировая война: украинская альтернатива» профессор Иван Казимирович Патриляк. Лекция состоялась 7 мая в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко.

Иван Казимирович выделяет два типа империализма — большой и мелкий. На 1939 год примерами большого империализма были СССР и нацистская Германия. Если в СССР мечтали о всемирной революции, то Германия стремилась установить «Новый порядок» в Европе.

Однако, как справедливо замечает профессор, кроме крупных империалистических государств, украинские земли были объектом посягательства империалистов поменьше — польского и венгерского.

«Можем ли мы говорить о польском империализм — спрашивает Иван Казимирович и тут же отвечает, — да, можем. Даже после 1939 года, когда польская государственность прекратила свое существование, поляки не оставляли идеи расширения границы. Эту идею польское подполье пыталось реализовать за счет украинских и белорусских земель.»

По мнению историка, украинско-польский конфликт на Волыни в 1942-1943 годах был именно борьбой за границы — украинцы боролись за утверждение границы независимой Украины, поляки пытались расширить границы своего будущего возрожденной государства. Однако развертывание Второй мировой войны внесло важные коррективы в планы и украинской, и польской сторон.

Профессор обращает внимание на тот факт, что в то время и поляки, и украинцы, да и весь мир смотрел на Вторую мировую войну сквозь призму Первой. Это в принципе логично — до этого у человечества был только один пример глобального противостояния. Однако Вторая мировая война никак не хотела походить на предшественницу и происходила по своему собственному сценарию.

Рассмотрев эти вопросы, Иван Казамирович перешел наконец к украинской альтернативе во Второй мировой войне. В первую очередь речь идет об украинском проекте независимости, реализованном Организацией украинских националистов.

Накануне Второй мировой войны Украина занимала важное место в гитлеровском проекте «Новой Европы». Идеолог НСДАП Розенберг предусматривал создание государства Украина, которое была бы вассалом Германии.

В украинских националистов уже были примеры, когда немцы помогали созданию национальных государств в Словакии и Хорватии. Однако были и тревожные сигналы, которые заставляли украинцев задуматься о настоящих намерений немецкого командования. Например, когда в марте 1939 году Карпатская Украина провозгласила свою независимость, то Гитлер позволил своему венгерскому союзнику Хорти оккупировать эту территорию.

Еще больший удар ожидал в августе 1939 года, когда был подписан пакт Молотова-Риббентропа о разделе Польши. Хотя большинство украинских националистов решили, что это тактическая уступка Гитлера, однако среди них начался раскол, который оформился в середине 1941 года. Вместо единой ОУН образовалась ОУН (м), или мельниковцев, и ОУН (б), то есть бандеровцев.

К тому времени уже становится очевидным охлаждения в отношениях между СССР и Германией. Стало ясно, что Германия готовится напасть на СССР. Неизвестно было только, когда это случится. В таких условиях украинские националистические организации присылают к германскому правительству два меморандума.

«Мельниковцы преимущественно полагались на здравый смысл немцев. За восстановление независимости они были готовы пожертвовать экономической свободой и быть верными союзниками Германии. А вот меморандум бандеровцев канцелярия Гитлера назвала «наглой запиской группы молодых людей.» И это действительно было так — большинство провода ОУН (б ) имели в то время 29-31 год, — отмечает Иван Казимирович. — В их меморандуме говорилось, что все зависит от позиции немецкого руководства. Бандеровцы считали, что в Европе до сих пор нет образцов решения украинского вопроса и отмечали, что оно лежит между Германией и Англией. «

Действительно, бандеровцы пытались наладить отношения не только с Германией, но и с другими европейскими государствами. В частности известны попытки ОУН (б) через Венгрию выйти на Швецию, а также на Ватикан. Были даже попытки через сербских четников выйти на Великобританию, однако не удалось.

Позиция Гитлера по украинскому вопросу оставалась неизвестной до середины 1941 года. В то время, как ОУН (м) надеялась на немецкую лояльность, ОУН (б) решила катализировать события.

Еще в мае в Кракове оуновцы разработали план действий на случай советско-немецкой войны. Его суть заключалась в необходимости добраться до ближайшего крупного украинского города и там провозгласить независимость Украины. Это должна сделать специальная группа во главе с Ярославом Стецько.

29 июня 1941 года группа Стецько вместе с украинским батальоном в составе вермахта «Нахтигаль» вошла во Львов. Их задачей было небольшими силами овладеть городом и провозгласить независимость. Независимость была провозглашена 30 июня 1941 года. Но украинские националисты не учли, что вскоре после них во Львов вошли немецкие военные части и уже на начале июля 1941 года начались аресты националистов.

«Была возможность реализации украинского альтернативы 1941? На этот вопрос не стоит давать однозначно отрицательный ответ. ОУН (б) смотрела на события Второй мировой войны, как и остальные политики, через опыт Первой мировой войны. В середине 1941 года считали, что СССР не устоит и будет новый Брестский мир», — отмечает Иван Казимирович.

Действительно, СССР через Болгарию предлагал заключить сепаратный мир. После этого Германия вступила бы в войну с Западом. Однако даже обладая европейской частью СССР, Германия не могла бы противостоять военной мощи США и Великобритании.

Поэтому оуновцы призвали своих сторонников массово вливаться в немецкие полицейские подразделения. Если бы Германия потерпела поражение в войне с Западом, они должны были блокировать немецкие гарнизоны. Вместе с тем бандеровцы, руководствуясь опытом Первой мировой войны, пытались катализировать революционные движения в Советском Союзе. Для этого были созданы специальные национальные легионы. Все эти проекты требовали много времени и длительной позиционной войны, однако события на фронте развивались слишком стремительно — в мае 1945 года Германия капитулировала.

«Несмотря на то, что украинская альтернатива так и не была реализована, она не была призрачной. Если бы Вторая мировая война развивалась по сценарию своей предшественницы, когда распадались империи, то в украинцев был шанс реализовать мечту о собственной государственности», — сказал Иван Казимирович в завершение своей почти 2-х часовой лекции.

После этого он ответил на вопросы, связанные с фигурой Степана Бандеры, а также с партизанской деятельностью украинских националистов.

Вместе с лекцией состоялась презентация нового переиздание книги «Победа или смерть: украинское освободительное движение в 1939 — 1960 годах», которая вышла в этом году в издательстве «Клуб семейного досуга».

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.