Затоптали георгиевскую ленту, заблокировали коммуниста — во Львове отметили 9 мая
Утром 9 мая, на Холме Славы, на улице Пасечной во Львове, началось чествования памяти погибших солдат в годы Второй мировой войны. Несколько десятков ветеранов и сотни простых львовян приносили цветы и свечи.
Не далеко могил захороненных солдат советской армии еще в 9 часов, выстраивается с сотня правоохранителей, а также мужчины в военной форме с «Самообороны» и Нацгвардии. Через дорогу на мотоциклах съезжаются чуть больше десятка львовских байкеров.
«Ждем байкерских волков из России. Кто осмелится приехать в Львов. Но пока смотрим мирно здесь, так наверное все неинтересно и закончится», — говорит байкер Андрей.
Около 10.30, к мемориалу спешит мужчина, лет 60, называется Александром Косторним. Уже почти на лестнице, у самой охраны, человек цепляет себе на грудь георгиевскую ленту. К нему сразу спешат мужчины в камуфляжной форме. Просят снять коммунистический символ.
«Вы здесь провокаций не делайте. Снимите по доброму, иначе поможем вам. Под этим, так называемым вашим символом, наших ребят на Востоке страны, уже полтора года убивают. 128 солдат из Львовщины погибли, а вы себе такое позволяете», — говорит провокатору Иосиф Сытник из фракции» Свобода».
Мужчина отказывается снять ленту. В конце концов кто-то из мужчин срывает ее силой. Топчут. Косторного отпускают. Тот сразу идет.
«Сегодня еще увидел, что коммунисты принесли венок к вечному огню. На красной ленте написали: от коммунистической партии. У нас нет уже такой партии. Поэтому нечего подобное писать. Венок оставили, надпись аккуратно отстригли. Ждали основных провокаций как раз от главного коммуниста Львова Александра Калинюка. Поговаривали, что флаг сюда красный хочет принести. Решили предотвратить беду. С десяток наших свободовцев, пошли туда к нему домой. Он как раз выходил из подъезда с красной тряпкой. Облили кефиром, а потом заблокировали его в квартире. Пусть зло лучше дома сидит. Прежде всего переживаем за него, он человек не молод, чего будет выходить из дома, не дай Бог что-то с ним произойдет. Говорят в милицию обратился, ну что же поделаешь. С коммунизмом надо бороться. Думаю в следующем году этот холм также будет совсем иначе выглядеть. Вместо советских гербов, надо будет украсить это место трезубцами, сине-желтыми флагами. Говорят же ветераны, они за родную землю воевали, ну вот и пусть родные символы и будут», — добавляет Сытник.
Под руку с другом, к могилам погибших солдат, с букетом сирени идет 90-летний Ярослав Дуда. У мужчины на груди много наград.
«В 43-м мне было 17, как ушел на войну. Воевал на першоукраинському направлении. По окончании демобилизовался как иностранный подданный, потому что тогда еще жил в Польше. Затем переехал в Украину. Сейчас для меня этот день, то не праздник, а прежде всего траур, большой траур. Потому что видел войну и видел, сколько моих собратьев умерло до окончания этой войны. И тогда было легче, хотя знал против кого и чего воюешь, имел цель, имел конкретную задачу. Сейчас также идет война, и воюет брат с братом. Тогда был каждый день распланирован, шли на Берлин, а теперь, ни четких позиций, ни командование. Война закончится как Путин умрет, иначе покоя не будет», — размышляет Дуда.
У могилы советского солдата фотографирует своего трех летнего сына 49-летний Руслан. Малый аккуратно раскладывает красные тюльпаны.
«Каждый год сюда прихожу, сначала с женой, она у меня русская, теперь с сыном. Для нашей семьи сегодняшний день это день потерь. Приходим помянуть умерших. Я сам много прожил в России. В свое время воевал в Грузии. Теперь, когда смотрю, что чине российские власти против Украины, ужасаюсь. Есть много примеров, офицеры, солдаты в России отказываются ехать на войну в Украине. Они не хотят убивать наших людей, знают, что эта война бессмыслица. Но есть и такие, которые от меня отказались теперь, а когда-то были кровными друзьями», — рассказывает мужчина.
Немного дальше 12:00, к мемориалу приезжает начальник областной милиции Львова. Отчитывается о том, как удалось провести основные мероприятия. После разъезжаются большинство задействованных в охране объекта милиционеров и «самообороновцев».
«К счастью, все прошло спокойно сейчас и без провокаций. Был один человек, но это так, народ быстро привела его в чувство. Мы задействовали для охраны порядка в настоящее время 820 человек личного состава. В прошлом году было 1200. С каждым годом этот день имеет все меньше ажиотажа. Из районов мне также доложили, что все проходит спокойно. К концу дня правоохранители будут патрулировать улицы», — говорит Дмитрий Загария.